НОЖ В БОЮ

Нож – доисторическое оружие, дошедшее до нашего времени и, не утратившее своей актуальности, своих боевых качеств сегодня.

Термин «нож», произошел от названия клинка (20-25см), который носили в сапоге, за ногой, отсюда и название. Существует огромное количество клинков, но разделяют три основных: кинжал, нож и стилет.

Кинжал – клинок с двухсторонней заточкой, позволяющий наносить режущие и рубящие удары без дополнительных манипуляций, что оказывает влияние на технику исполнения бойца.

Нож – короткий клинок с односторонней (полуторосторонней) заточкой. Хочу отметить, что угол заточки влияет на применение клинка, т.е. от угла заточки зависит его режущая и вспарывающая составляющая поверхностей (одежды, кожных покровов). Ножи бывают прямые (европейские) и кривые(азиатские).

Стилет – узкий трехгранный (либо четырехгранный) клинок. Стилет предназначен только для проникающих, колющих ударов. Плюс стилета в том, что его схожесть с шилом, позволяет легко пробивать даже жесткие поверхности.

На применение ножа влияли традиции народов, регионов мира, но все формы применения имели одну цель, поразить противника на ближней дистанции.

Существует достаточное количество положений ножа в руке. Хваты бывают жесткие и мягкие, влияющие на коордиционные движения ножа.

Основной хват клинка требует такое положение плоскости оружия, при котором рукоятка упирается в основание ладони, что позволяет руке не соскальзывать при сильных ударах и увеличить пробивающую способность. Большой палец лежит на планке рукояти чуть сбоку, остальные пальцы плотно облегают ее, (такой хват называют прямым).

Обратный хват ножа: лезвие от мизинца смотрит вниз. Нож держится достаточно жестко, при необходимости допускается накладование большого пальца на торец рукояти клинка.

Кроме этих хватов, существует множество промежуточных положений клинка в бою. С мастерством число стационарных хватов уменьшается, и нож представляет собой некую переменную, которая может находиться в любой точке пространства перед исполнителем.

При прямом хвате клинка можно выполнять огромное количество действий, от непрерывных волновых действий в горизонтальной плоскости, причем, используя для движения не только всю руку, но и одну кисть, что уменьшает возможность парировать такие удары, так как они менее различимы и обладают большой скоростью. Этим хватом удобно производить рубящие, режущие, секущие удары со всех сторон, сверху вниз, молниеносные уколы и комбинированные удары (рубяще-вспарывающие, тычково-режущие) по всей плоскости тела противника.

Профессиональное использование ножа подразумевает применение не только различных хватов в динамическом режиме, но и умение фехтовать любой рукой, использовать перехваты для смены рук, а также работать свободными конечностями синхронно с клинком. Эти требования возможны только при хорошей механической и психофизической подготовке. Но не только знание механики обеспечивает победу, а 90% победы – знание своих возможностей и возможностей клинка, понятие его составляющих, т.е. полное осознание ножа, как инструмента действий (отсюда и вытекает не боязнь лезвия, умение «параллелить» клинок с конечностями и с телом).

* * *

Все действия, в ножевом бое, можно разделить на линейные и круговые (пластичные). Форма исполнения у каждого тактического варианта разная. Траектория линейного боя – это ломаная линия, а также различные «угловые» фигуры (треугольники, квадраты и т.д.). Основа заключается в сочетании поступательных и возвратных движений, что близко к традиционной фехтовальной манере ведения боя. Жесткое удержание клинка в руке, неотъемлемая часть линейного боя. Только так боец может достичь максимальной эффективности, т.к. при выпаде – уколе, пробивная способность усиливается.

Возвратное движение используют, как защиту, так и для вспарывания уже пораженного участка противника. Основной недостаток этой формы применения – это малая эффективность в групповом бою, граничащая с большой вероятностью быстрой смерти. Противники атакуют со всех сторон и нужно уметь огромную скорость укола, чтобы быстро нейтрализовать их, что мало вероятно, а «залипание» на одного противника открывает путь другим и боец становится беззащитным. Поэтому такой вид боя хорош при ограниченном количестве врагов.

Хочу отметить, что в армейских подразделениях, которые используют амуницию: бронежилеты, форма, разгрузки и д.р., линейный бой актуален. Только сильным, линейным ударом, возможно, пробить обмундирование – это, во-первых, а во-вторых, простота исполнения позволяет обучать бойцов в короткий срок.

Мастера линейного боя никогда бездумно не нападают, а стараются маскировать действия обманными движениями, и бой сводится, кто кого обманет или обманется.

Техника кругового боя координально отличается от линейного боя, как круг отличается от линии. Пластичные действия не разбиваются на атакующие и защитные, единственное требование – это непрерывность: с любой точки пространства может последовать порез, укол, вспарывающее движение. Траектории такой формы исполнения представляют собой восьмерки, лепестки (спирали и т.д.)

Отсутствие атаки и защиты, т.е. цикличность движений, обеспечивает постоянное напряжение противника и увеличивает вероятность поражения при выполнении приемов и комбинаций. Другими словами, все сводится к «блок – удару», т.е. слиянию атаки и защиты в одно движение, воздействие, что экономит силы и является оптимальным для ведения боя против нескольких противников, потому что позволяет бойцу ткать вокруг себя боевую «паутину» из траекторий описываемых клинком.

Мастер пластичного боя, как бы находится в сфере, созданной своим клинком, и он поражает (отсекает) любую часть противника, что пересекает границу этой сферы, будь то нога, рука, палец или голова.

В круговом бою удобно использовать работу по ближайшей конечности, т.е. боец гонится не за «лицом» врага, а поражает ту часть тела, что находится ближе, более открыта. Непрерывность движения позволяет перейти в любой уровень атаки и провести неожиданные воздействия: от пореза – укола, до удара всей плоскостью клинка или рукоятью с последующим прихватом за одежду, кожу и т.д.

Выбор ведения поединка не должен быть только линейным или круговым. Случаев в жизни бывает много, но людей рассказывающих о них всегда было мало. Поэтому нужно знать все формы использования и уметь их применять комбинированно.

***

Любой ножевой бой начинается с момента психологической оценки, которая опирается на визуальные (зрительные), внутренние, слуховые и т.д. параметры, основным является визуальный параметр.

Если противник обнажил нож, понизил центр тяжести, руку с ножом вытянул вперед, согнул свободную руку тыльной стороной к себе, задумайтесь, и если вы не уверены, бегите, и, причем быстро. Не стоит узнавать у него профи он или книжек начитался, не стоит, есть огромная вероятность ничего никогда не узнать!

Для себя разделяю два положения тела при клинковом бое. Нож против безоружного: центр тяжести понижен, корпус развернут, наклонен немного вперед, нож в «задней» руке, рука, находящаяся впереди чуть согнута. Такое положение обеспечивает безопасность вашей руки с ножом, рука впереди, защищает руку с клинком и наносит вспомогательные удары, прихватывает, подтягивает или фиксирует «жертву», для дальнейшего действия ножом.

При ножевом бое, клинок-клинок, стойка обратная: нож в «передней» руке, корпус повернут, центр тяжести понижен за счет сгибания коленей, свободная рука согнута и прикрывает шею, грудь. Причем она развернута тыльной стороной к себе, что не позволит врагу нанести порезы по тыльной стороне руки (на ней находятся вены, кровеносные сосуды, поражение которых может быть смертельно), а обратная сторона предплечья может при необходимости принять удар-порез клинка, т.к. серьезных зон поражения на ней нет.

Бой с ножом против безоружного противника сложен и прост одновременно. Все знают, что человека, который сопротивляется убить очень непросто, даже, если против него профессионал – ножевик. Очень много факторов влияют на результат такого поединка, но существует один самый важный – это готовность к сопротивлению. Если человек не считает себя жертвой, то у него есть шанс остаться в живых!

При такой ситуации, как и при ножевом бое, клинок – клинок, требуется выполнять неукоснительно главное правило: работать по ближайшей конечности, т.е. порезы руки, ноги, плеча, головы.

Также есть вариант мгновенной атаки в жизненно важные точки тела, что сразу решит исход поединка. Но такой вариант труден и требует огромной психофизической, технической подготовки!

Не всегда можно пробить человеческое тело клинком, причем сложность составляет и то, что противник будет находиться в движении, а значит, увеличивается вероятность того, что при ударе нож вывернется. Поэтому надо чувствовать нож, уметь располагать кисть так, чтобы пробивная способность ножа увеличивалась, что очень непросто, т.к. требует интуитивной подготовки и определенных знаний. Еще одна сложность – спокойствие, не боязнь режущей поверхности, а значит молниеносная реакция без психологических «тормозов». Только при условии понятия ножа возможно осознание координационных движений, а отсюда и освоение техник клинкового боя, доведения до совершенства свободного комбинирования ножом!

Только скорость, психологическая устойчивость, точность, простота исполнения позволяют обеспечить максимальную эффективность в ситуации, где ошибка – это смерть, ножевой бой такой ситуацией и является.

Простая техника – это техника, когда у исполнителя не возникает механического торможения, т.е. траектории движения клинка отработаны, введены в индивидуальную систему бойца на уровне сознания и бессознания.

Ношение клинка сказывается и на применяемости его в бою, так как нож находится в ножнах. Наилучшее положение ножа сзади, за ремнем, рукоятью вниз, что позволяет быстро и скрытно достать клинок.

***

Действия мастера ножа – это «победа до победы», т.е. мастер победил уже тогда, когда обнажил клинок, и сказывается это в первую очередь на психологической реакции противника. Механические действия профессионала это – «живой» клинок, который со скоростью 4-5 ударов в секунду, создает «паутину» вокруг исполнителя, а также сопровождающие удары нестандартные перемещения, дополнительные действия (удары ног, толчки и рывки свободной конечностью и т.д.), перемешанные с психологическими (например, голосовыми) воздействиями.

Основные атаки ножом:

- одиночные, серийные секущие удары в разных уровнях, в разном темпе по круговым траекториям
- секущие комбинированные удары с уколами во все уровни
- одиночные и серийные «тычки» в фехтовальной манере, боец находится в определенной позе, минимально перемещаясь
- вспарывающие атаки снизу-вверх, удары рукоятью и всей плоскостью ножа
- атаки «живым» клинком, при сменах хватов, с любой точки пространства, комбинируя уколы с порезами, секущие удары с ударами, производимыми свободной рукой и рукой, что держит нож.

***

Глубокие проникающие раны возникают от уколов ножом, и они являются наиболее опасными для жизни. Но их эффективность связана с точностью, а точность поражения добиться не просто, т.к. на нее влияют многие факторы: участки смертельного поражения невелики и труднодоступны, к тому же противник будет двигаться. Кроме того, поражаемые уколом органы находятся в глубине тела, а значит, требуется сильный удар, а это возможно при правильном положении клинка в фазе проникновения в тело, что приводит жесткому держанию или жесткой фиксации кисти в момент удара!

Секущие удары не сильны, но не предсказуемы и требуют мягкого хвата ножа. Поражение противника такими ударами продолжается и при извлечении ножа из тела, фаза извлечения является продолжением атаки и приводит к обширной резано – колотой ране.

Остальные действия похожи, можно добавить вспарывание, борозжения и т.д.

***

В современной жизни ножевой бой встречается очень редко. Дуэли запрещены, поэтому бытует мнение о неактуальности этого вида боя. Но уверен, что при принятии нашими депутатами закона о «свободной продаже огнестрельного оружия», нож, вновь «выйдет из тени»! На малой дистанции всегда победит нож, потому что скорость выхватывания ножа выше, чем скорость вынимания пистолета из «стандартной» кобуры. Скрытность клинка, обеспечивает ему преимущества в плотном контакте.

Поэтому нож жив и ждет своего момента снова занять свое почетное место в бою!



Инструктор КССИВ, УНИБОС и ШОУ-ДАО                 Воюшин К.В.

продолжение

1
2
3
4
5
6
7

главная
шоу-дао (show-dao) - способы развития контакта в Шоу Дао, сайт московской ассоциации боевых искусств
Сайт создан в системе uCoz